Советы логопеда

Коррекционно-развивающая работа в МДОАУ "Детский сад № 21"

В  МДОАУ «Детский сад № 21» коррекционная работа направлена на:

- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

-освоение Программы детьми с ОВЗ, их разностороннее развитие  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа  с детьми ОВЗ, осваивающих Программу в группе комбинированной направленности учитываются особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

         Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы  коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня предусмотрено увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.Подробнее...

Информация о городской психолого-медико-педагогической комиссии г. Новотроицка (ПМПК)


Проект "Волшебная комната"

Цель: преодоление речевых нарушений у 80% детей 5-6 лет с ограниченными возможностями здоровья (снятие или смена диагноза «тяжелые нарушения речи») в ходе коррекционного процесса с использованием сенсорной комнаты.

Задачи:

- Организовать условия в сенсорной комнате МДОАУ «Детский сад № 21» для проведения коррекционно-развивающих занятий с группой детей с тяжелыми нарушениями речи.

- Разработать адаптированную программу по рекомендации городской психолого-медико-педагогической комиссии для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием средств сенсорной комнаты.

- Внедрить технологию хромотерапии в коррекционно-развивающий процесс.

- Организовать проведение коррекционно-развивающих занятий с учителем-логопедом, психологом, психотерапевтом, учителем-дефектологом  в сенсорной комнате.

- Разработать план мероприятий с родителями воспитанников, включающий совместные мероприятия, открытые занятия, консультирование учителем-логопедом, психологом, врачами детской поликлиники.

Целевая группа. Дети 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (диагнозы, установленные городской ПМПК - ОНР, стертая дизартрия, ринолалия).

Социальные партнеры: родители воспитанников,городская ПМПК, ГАУЗ «Детская городская больница» (педиатр, врач-логопед, невролог, психиатр, психотерапевт), Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВО «ОГУ».

Новизна проекта.Создание в г. Новотроицке сенсорной комнаты для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Презентация проекта "Волшебная комната"


Проект "Мультистудия" 

Цель: преодоление речевых нарушений (снятие или смена диагноза «тяжелые нарушения речи») и повышение уровня сформированности коммуникативных умений у 80% детей 6-7 лет с ограниченными возможностями здоровья в ходе коррекционно-развивающего процесса с использованием активной мульттерапии.

Задачи:

Организовать условия в МДОАУ «Детский сад № 21» для проведения коррекционно-развивающих занятий с группой детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием активной мульттерапии.

Внедрить в коррекционно-развивающий процесс с детьми с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) направление арт-терапии технологию активной мульттерапии.

Разработать образовательную программу коррекционно-развивающих занятий с использованием технологии активной мульттерапии для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием различных видов творческой деятельности (рисование, аппликация, лепка, фотография, восприятие художественной литературы, музыка), а также песочной терапии и средств сенсорной комнаты.

Организовать проведение коррекционно-развивающих занятий с учителем-логопедом, музыкальным руководителем, воспитателями комбинированных групп, психологом.

Вместе с родителями воспитанников целевой группы разработать план мероприятий, включающий совместное  создание мультфильмов (сочинение сценариев, съемка и озвучивание персонажей, изготовление декораций, кукол, итоговый просмотр и обсуждение результатов).

Целевая группа.Дети 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (диагнозы, установленные городской ПМПК - ОНР, ФФНР, стертая дизартрия).

Социальные партнеры: родители воспитанников,городская ПМПК, ГАУЗ «Детская городская больница», психолог, МОАДО «Детская школа искусств», МАУДО «Детская музыкальная школа», фотостудия «Объектив» МАУДО «ЦРТДЮ», телеканал НОКС ТВ.

Презентация проекта "Мультистудия"


Парциальная образовательная программа по логоритмике "Говорушки"

Положение и план работы детско-родительского клуба "Лопотушки" 

Логопедическое занятие с использование песочной терапии (автор Я.В.Головачева) 

Консультация для педагогов "Проблемы формирования коммуникативных умений у детей с ТНР"

Логопедическое занятие "Буква У" с использованием песочной терапии (автор Я. В. Головачева)


Полезные ссылки для педагогов и родителей:

  • www.logoped-sfera.ru — сайт журнала Логопед. Статьи, практические пособия для специалистов.
  • www.logopedspb.ru — сайт по логопедии. Полезные публикации для специалистов и родителей. Развивающие игры для детей.
  • www.logopunkt.ru — в помощь родителям и специалистам. Статьи и публикации по логопедии. 
  • http://www.mygovorun.ru - логопедический сайт о раннем развитии.
  • http://logoportal.ru -  статья по логопедии, развитию речи, конспекты логопедических занятий.
  • http://www.logolife.ru - конспекты занятий, учебно-методические статьи, полезные материалы для логопедов и родителей.
  • http://logoburg.com - учебно-методические статьи, полезные материалы для логопедов и родителей.
  • http://igrobukvoteka.ru - ИгроБуквоТека: игры, задания, практические рекомендации по формированию навыка чтения и письма.
  • http://games-for-kids.ru - развивающие игры, задания для детей.

Практический материал для работы с детьми с нарушениями речи

Дыхательная гимнастика

            Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обратить особое внимание на часто болеющих, имеющих различные речевые нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще.

          Поэтому основными задачами дыхательных упражнений  являются:

 - Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи);

- Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох - длинный выдох);

- Тренировать силу вдоха и выдоха;

- Развивать продолжительный выдох.

           На логопедических занятиях используются: дыхательные упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания, продолжительного речевого выдоха, тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузки под контролем педиатра. При разучивании упражнения педагог вначале показывает его полностью, сопровождая показ пояснением, затем предлагает повторить упражнение вместе с ним, контролируя движение каждого ребенка и направляя движения рук, головы, туловища.

В качестве речевого материала используются сначала отдельные гласные звуки, затем слоги, слова и фразы. По мере выполнения упражнений по развитию речевого дыхания продолжительность речевого выдоха возрастает.

          На  наряду с разработками Б. Толкачева и К. Бутейко возможно использование несложных упражнений А. Стрельниковой. Александра Николаевна Стрельникова – оперная певица, театральный педагог. Совместно со своей матерью она разработала принципы дыхательной гимнастики для расширения диапазона голоса, улучшения тембра, а в последствии и для оздоровления. В 1972 году было зарегистрировано авторское право на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса».

          Принцип гимнастики А. Н. Стрельниковой – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую широкий спектр позитивного воздействия. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила:

- Вдох – громкий, короткий, активный (просто шумно на всю комнату шмыгать носом, как бы нюхая).

- Выдох – абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот (кому как удобно). О выдохе думать запрещено. Воздух должен сам уходить после каждого вдоха.

Каждое упражнение должно разучиваться детьми до автоматизма (около месяца).

В стрельниковской дыхательной гимнастике короткие шумные вдохи носом делаются одновременно с движениями: хватаем – нюхаем, кланяемся – нюхаем, поворачиваемся – нюхаем.

Комплексы дыхательной гимнастики

Артикуляционная гимнастика

         Взрослым часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Взрослые могут помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями с помощью специальных упражнений артикуляционной гимнастики. Она способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов.

Задачи артикуляционной гимнастики :

- Формировать артикуляции различных звуков;

- Закреплять артикуляционные уклады этих звуков в слогах, словах, фразах;

- Совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ;

- Развивать память, запоминание текста песен, внимание;

- Развивать чувство ритма;

- Учить детей правильно расставлять акценты при произнесении слов, фраз;


          Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные.  Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной. Игра с язычком продолжается не более 2-3 минут, чаще перед пением.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Например, сегодня наши язычки - веселые котята, которые любят прыгать, играть в прятки и т.д. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и педагог во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом или использовать небольшие зеркальца с удобной ручкой, тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

В процессе выполнения артикуляционных упражнений взрослым необходимо следить за точностью выполняемых ребенком движений, темпом выполнения, симметричностью по отношению к правой и левой стороне лица и, самое главное, за сохранением положительного эмоционального настроя у каждого ребенка.

«Часики»

Артикуляционная гимнастика в стихах - часики
Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики – вот так!

Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

«Лопатка»

Артикуляционная гимнастика в стихах — лопатка
Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает.

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.


«Окошко»

Артикуляционная гимнастика в стихах — окошко
Рот приоткрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.

Описание: широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно"


«Варенье»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Варенье
Нашей Маше очень смело,
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать
.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот


«Лошадка»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Лошадка
Я лошадка – серый бок (цок, цок),
Я копытцем постучу (цок, цок),
Если хочешь, прокачу (цок, цок).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).
«Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».


«Чистим зубки»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Чистим зубки
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.

Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы


«Заборчик»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Заборчик
Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.

Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.


«Дудочка»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Дудочка
На дудочку губы положим,
И даже сыграть на ней сможем.
Ду-Ду-Ду.

Описание: С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).


«Грибок»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Грибок
На лесной опушке,
Где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка,
Шляпа на макушке.

Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.


«Орешки»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Орешки
Словно белки мы без спешки,
Ловко щёлкаем орешки
.
Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — "орешки".


«Качели»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Качели
На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом вниз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.


«Лесенка»


Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу.
Два ступенька — язык обнимает верхние зубы.
Три ступенька – язык прыгает за зубки.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.




«Иголочка»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Иголочка
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.

Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.


«Пароход»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Пароход
Вывожу язык вперёд,
Закушу его – и вот:
«Ы» — так гудит пароход.

Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит).


«Маляр»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Маляр
Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка.


«Бульдог»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Бульдог
За верхнюю губку заложен язык –
Бульдог уступать никому не привык.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.




«Заводим мотор»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Заводим мотор
Описание: Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в верхние зубы, многократно и отчетливо произнося: [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп.


Комплексы артикуляционной гимнастики

06.12.2018 г. Подробнее...

В детском саду состоялась "Музыкальная гостиная". В гости к дошкольникам пришли учащиеся детской музыкальной школы.

21.11.2018 г. Подробнее...

В детском саду прошли спортивные соревнования "Мама, папа, я - спортивная семья!"

15.11.2018 г. Подробнее...

Воспитанница детского сада № 21 заняла 1 место в городском конкурсе чтецов "Для той, кто жизнь дарует и добро"

31.10.2018 г. Подробнее...

И вновь поют "соловушки"! В детском саду прошел очередной фестиваль песенного творчества "Соловушки".

23.10.2018 г. Подробнее...

В детском саду начались занятия подготовительных к школе групп по аквагимнастике.