Советы логопеда
Информация о городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)
Автоматизация звука "Л" в цепных рассказах
«Клубничное утро»
Утром Павел решил надеть жёлтую футболку.Потом Павел пошел к холодильнику, достал из холодильника спелую клубнику.
Павел взял клубнику и положил ее на стол. После этого сел на стул и съел клубнику.
• Павел надел желтую футболку. Какие еще цвета со звуком [л] ты знаешь? (белый, голубой, золотой,коралловый)
• Как еще можно назвать мальчика? Вспомни мужские имена со звуком [л] (Кирилл, Даниил, Михаил)
«Колокольчик»
Алла подметала пол метлой и увидела колокольчик, который упал с ёлки. Алла подняла колокольчик и повесила его на ёлку.
• Какие еще игрушки со звуком [л] могли висеть на ёлке? (белка, осёл, волшебник)
«Солнечное настроение»
Мила одела футболку и пошла гулять на детскую площадку. Она взяла желтый мел и стала рисовать. Мила нарисовала на асфальте желтое солнышко.
• Что еще могла одеть мила на прогулку? Назови предметы одежды со звуком [л]. (Колготки, платье)
• Что еще могла нарисовать Мила? Назови возможные рисунки со звуком [л]. (Ландыш, лодка, колпак)
«Прогулка»
Клава пошла гулять в еловый лес. Там она увидела пчелу. Пчела села на колокольчик. С колокольчика пчела перелетела на подсолнух. Целый день Клава наблюдала за пчелой.
• Какие еще цветы со звуком [л] ты знаешь? (Ландыш, гладиолус, фиалка)
«Свекольный салат»
Лада посадила свеклу. Наступила осень. Лада взяла лопату и выкопала свеклу. Из свеклы Лада сделала салат. Она угостила салатом из свеклы Кирилла.
• Какую посуду со звуком [л] Лада поставит на стол? (Тарелки, ложки, вилки, бокалы)
«Урок»
Лана одела утром платье и пошла в школу. В школе учительница рассказала Лане про рыбу-пилу и рыбу-иглу. Лана вернулась домой и решила нарисовать плакат про рыбу-пилу и рыбу-иглу.
• Каких подводных жителей ты знаешь? Вспомни названия со звуком [л]. (Кабала, плотва, акула, кораллы)
Игры в домашних условиях при подготовке ребёнка к школе
Детей к школе надо готовить с рождения. Готовить, то есть развивать. Это надо делать постоянно, а не от случая к случаю. Современные родители жалуются на нехватку времени, на боязнь неправильно что-то объяснить, на недостаток материальных средств, чтобы купить развивающие пособия и игры для малышей. А вы, уважаемые родители, попробуйте заниматься с ребёнком даже тогда, когда кажется, что сделать это невозможно, например, когда вы готовите пищу или делаете уборку в комнате. Обычно, когда родители занимаются домашними делами (уборкой квартиры, приготовлением пищи, стиркой и др.), ребенок или играет с игрушками, или смотрит телевизор. К сожалению, современное телевидение не способствует развитию ребенка. А подчас, наоборот, может развить у него излишнюю агрессивность (например, просмотр боевиков, или некоторых иностранных мультфильмов).
Игры на развитие мелкой моторики.
Если вы печете пироги, предложите ребенку на рассыпанной ровным слоем муке нарисовать картину, написать буквы, цифры. Если вы готовите яичницу, предложите ребенку мелко-мелко наломать кусочки яичной скорлупы и составить из кусочков картинку, как из мозаики. Если вы варите макароны (рожки), предложите ребенку сделать бусы из макарон. Предложите ребенку обвести на бумаге любой домашний предмет (например, ложку или вилку) с закрытыми глазами. Рисунок можно заштриховать. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д. Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
У сосны, у пихты, ёлки
Очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно: то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:
В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят.
Предложите ребенку поиграть с пробками от бутылок. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
(То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.) Ребёнок собирает спички (или счётные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.
Для развития мелкой моторики можно выполнять с ребенком как можно чаще следующие упражнения: – штриховать карандашом в различных направлениях; – рисовать красками, карандашами; – лепить из пластилина, глины; – вырезать из бумаги; – делать аппликации; – рвать бумагу руками; – складывать мозаику; – собирать из конструктора; – завязывать шнурки; – вязать веревочные узлы; – пришивать пуговицы; – вязать, вышивать.
Игры на развитие памяти.
Попросите ребенка посмотреть и запомнить, какой была комната до уборки. Во время вашей уборки, ребенок ее нарисует. После уборки ребенок должен сравнить комнату до уборки и после (найти отличия), а рисунок поможет ему в этом. Попросите ребенка побывать в роли наблюдателя. Он должен внимательно следить за вами в течение какого-то времени (например, 5 – 15 минут), а затем назвать по порядку все ваши действия. Для развития памяти так же нужно: – пересказывать сказки, стихи, которые вы читаете ребенку; – рассказывать вечером, какие звуки (предметы, запахи) он слушал (видел, ощущал) за день (или за какой-то промежуток времени, например, пока ужинал); – пересказывать события в мультфильме, которые он смотрел вчера (при этом нужно вспомнить, кто из героев что говорил, что делал); – смотреть на любой предмет в течение 30 секунд, а затем нарисовать, либо словесно описать.
Игры на развитие внимания.
Посоревнуйтесь с ребенком: вы ищите предметы, начинающиеся на букву «П» (или другую букву) на кухне, а он – в комнате. Делая уборку в комнате или готовя пищу, можно сыграть в такую игру: вы называете любые слова (читаете стихотворение, сказку или поете песню), а ребенок должен хлопнуть в ладоши, каждый раз, когда встретится слово, начинающиеся с буквы «К», («М», «Б» и т.д.). Предложите ребенку в газете, журнале на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «А», стараясь не пропускать их (затем задание можно усложнить, попросив ребенка обвести в кружок все буквы «К», подчеркнуть все буквы «О»). Для развития внимания также нужно учить ребенка выполнять несколько дел одновременно, например: слушать и рассматривать иллюстрации, читать и слушать и рисовать.
Игры на развитие речи.
Вы называете любое слово (существительное – название предмета, глагол – действие, прилагательное – признак), связанное с тем, что вы делаете в данный момент (например, если гладите белье – утюг, выключать, горячий). Ребенок должен придумать словосочетание (горячий утюг, выключить утюг и т.п.). Предложите ребенку на время, пока вы заняты домашними делами, стать радио-журналистом и провести передачу «Полезные советы». В передаче могут быть рубрики: «Как сварить суп», «Как пожарить картофель», «Как погладить брюки», и др. «Продолжи слово». Суть игры состоит в том, что вы говорите начало слова (первый слог), а ребенок должен его продолжить. Например, слова по теме кухня: Ло-ложка, ча – чайник, и т.д. Для развития речи также нужно: – чаще просить ребенка пересказывать книгу, мультфильм; рассказывать, что он делал вчера, после завтрака и т.д.; – не разрешать ребенку употреблять в речи слова – паразиты (ну, вот, значит и т.п.); как только вы услышите подобное слово, хлопайте в ладоши (или придумайте что-то другое, что будет привлекать его внимание или останавливать); – чаще читать ребенку книги, а если ребенок уже умеет читать, то всячески стимулируйте и поддерживайте интерес к чтению.
Игры на развитие мышления.
«Что общего?» предложите ребенку найти связь между предметами, которые вы в данный момент используете. (Например, что общего между ножом и луком – нож острый, а у лука острый запах; пылесосом и веником и т.д.) Игра «Какой лишний». Из предметов, которые вы собрались постирать, предложите ребёнку назвать лишний. Например: футболка, рубашка, юбка, платье и панама. (Лишняя панама, так как это головной убор) Игра «Назови одним словом». Вы приготовили для борща свёклу, картофель, морковь, капусту, лук. Спросите у ребёнка, как эти продукты можно назвать одним словом. (Овощи) Для развития мышления также нужно: – разгадывать ребусы; – составлять ребусы; – рисовать комиксы; – составлять из предложенных слов предложения; – составлять из геометрических фигур картинки.
Игры на развитие воображения.
Попросите ребенка показать (изобразить жестами, позой) различные предметы мебели. Предложите ребенку рассмотреть разные овощи и сказать, на что они похожи. Предложите ребенку перевоплотиться в какой-либо предмет, находящийся в комнате или на кухне (например, в поварешку) и придумать рассказ про это предмет. Для развития воображения также нужно: – соединять (мысленно или на рисунке) части разных предметов друг с другом (например, голову тигра с туловищем пингвина); – уменьшать – увеличивать реальные размеры предметов (например, представить слона размером с мышь или кошку размером со слона и нарисовать или слепить из пластилина); – придумывать необычные способы использования обычных предметов (например, в кубик можно играть, его можно использовать как подставку и т.д.).
Игры на развитие пространственных представлений.
Игра «Найди предмет». Играть в эту игру можно играть в любом помещении (например, когда вы убираете комнату). Вы загадывает предмет. Ребенок должен его найти, выполняя ваши команды (например: шаг вперед, шаг влево, посмотри вниз т.д.). Затем ребенок загадывает предмет, вы его находите, выполняя команды ребенка. Для развития пространственных представлений также нужно: – срисовывать буквы, цифры, картинки; – рассматривать (рисовать) планы, схемы, карты; – играть в игру «морской бой».
Игры на развитие эмоциональной сферы.
«Любимое – нелюбимое». Вы называете ребенку какое-либо действие, а ребенок должен изобразить отношение к этому действию: если он любит это делать, изобразить радость; если не любит – грусть, печаль, огорчение. Если никогда не выполнял это действие – сомнение, неизвестность (например: есть мороженое, подметать, гулять с друзьями, читать, вышивать и т.д.)
«Ожившие предметы». Предложите ребенку внимательно посмотреть на все предметы в комнате (кухне, прихожей). Пусть он представит, что предметы ожили, стали чувствовать, и скажет, у кого самое плохое настроение и почему.
Для развития эмоциональной сферы нужно:
– При чтении сказок, просмотре фильмов спрашивать к ребенка, что чувствуют герои, какое у них настроение.
– Чаще говорить ребенку о собственном настроении, состоянии (например: «Я сегодня очень рада. Мне хочется петь и танцевать). Для повышения самооценки учите ребенка видеть свои преимущества:
-Говорите чаще ему о том, какой он у вас замечательный, как вы его любите.
-Избегайте сравнений его с другими детьми.
-Не говорите ему, когда у него что-то не получается, что он ничего не умеет, ни на что не способен и т.д.
Для развития мотивации учения в школе почаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего школьного прошлого.
Начало школьной жизни – большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием. Ни в коем случае взрослые не пугайте ребенка-дошкольника школой, учебой.
Игры на развитие мотивационной готовности.
«Загадки на школьную тему». В случае, если ребенок затрудняется с ответом, необходимо вместе с ним вспомнить, какие предметы нужны для школы, стараясь, чтобы большинство предметов ребенок назвал сам. Если же ребенку непонятна сама суть загадки, то следует вместе с ним разобрать ее построчно.
«Продолжи предложение». Предложите ребенку ответить на вопросы: как обращаются к учительнице? Что такое урок? Как узнают, что начинается урок? Что такое перемена? Для чего нужна перемена? Что такое школьный дневник?
Логопедические сказки для детей (перейдите по ссылке)
Логопедические раскраски (перейдите по ссылке)
Полезные ссылки для педагогов и родителей:
- www.logoped-sfera.ru — сайт журнала Логопед. Статьи, практические пособия для специалистов.
- www.logopedspb.ru — сайт по логопедии. Полезные публикации для специалистов и родителей. Развивающие игры для детей.
- www.logopunkt.ru — в помощь родителям и специалистам. Статьи и публикации по логопедии.
- http://www.mygovorun.ru - логопедический сайт о раннем развитии.
- http://logoportal.ru - статья по логопедии, развитию речи, конспекты логопедических занятий.
- http://www.logolife.ru - конспекты занятий, учебно-методические статьи, полезные материалы для логопедов и родителей.
- http://logoburg.com - учебно-методические статьи, полезные материалы для логопедов и родителей.
- http://igrobukvoteka.ru - ИгроБуквоТека: игры, задания, практические рекомендации по формированию навыка чтения и письма.
- http://games-for-kids.ru - развивающие игры, задания для детей.
Практический материал для работы с детьми с нарушениями речи
Дыхательная гимнастика
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обратить особое внимание на часто болеющих, имеющих различные речевые нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще.
Поэтому основными задачами дыхательных упражнений являются:
- Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи);
- Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох - длинный выдох);
- Тренировать силу вдоха и выдоха;
- Развивать продолжительный выдох.
На логопедических занятиях используются: дыхательные упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания, продолжительного речевого выдоха, тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузки под контролем педиатра. При разучивании упражнения педагог вначале показывает его полностью, сопровождая показ пояснением, затем предлагает повторить упражнение вместе с ним, контролируя движение каждого ребенка и направляя движения рук, головы, туловища.
В качестве речевого материала используются сначала отдельные гласные звуки, затем слоги, слова и фразы. По мере выполнения упражнений по развитию речевого дыхания продолжительность речевого выдоха возрастает.
На наряду с разработками Б. Толкачева и К. Бутейко возможно использование несложных упражнений А. Стрельниковой. Александра Николаевна Стрельникова – оперная певица, театральный педагог. Совместно со своей матерью она разработала принципы дыхательной гимнастики для расширения диапазона голоса, улучшения тембра, а в последствии и для оздоровления. В 1972 году было зарегистрировано авторское право на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса».
Принцип гимнастики А. Н. Стрельниковой – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую широкий спектр позитивного воздействия. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила:
- Вдох – громкий, короткий, активный (просто шумно на всю комнату шмыгать носом, как бы нюхая).
- Выдох – абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот (кому как удобно). О выдохе думать запрещено. Воздух должен сам уходить после каждого вдоха.
Каждое упражнение должно разучиваться детьми до автоматизма (около месяца).
В стрельниковской дыхательной гимнастике короткие шумные вдохи носом делаются одновременно с движениями: хватаем – нюхаем, кланяемся – нюхаем, поворачиваемся – нюхаем.
Комплексы дыхательной гимнастики
Артикуляционная гимнастика
Взрослым часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Взрослые могут помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями с помощью специальных упражнений артикуляционной гимнастики. Она способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов.
Задачи артикуляционной гимнастики :
- Формировать артикуляции различных звуков;
- Закреплять артикуляционные уклады этих звуков в слогах, словах, фразах;
- Совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ;
- Развивать память, запоминание текста песен, внимание;
- Развивать чувство ритма;
- Учить детей правильно расставлять акценты при произнесении слов, фраз;
Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной. Игра с язычком продолжается не более 2-3 минут, чаще перед пением.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Например, сегодня наши язычки - веселые котята, которые любят прыгать, играть в прятки и т.д. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и педагог во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом или использовать небольшие зеркальца с удобной ручкой, тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
В процессе выполнения артикуляционных упражнений взрослым необходимо следить за точностью выполняемых ребенком движений, темпом выполнения, симметричностью по отношению к правой и левой стороне лица и, самое главное, за сохранением положительного эмоционального настроя у каждого ребенка.
«Часики»
Тик – так, тик – так – Ходят часики – вот так! Влево тик, Вправо так. Ходят часики – вот так! Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз. |
«Лопатка»
Пусть язык наш отдыхает, Пусть немножко подремает. Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. |
«Окошко»
Рот приоткрою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят. Описание: широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно" |
«Варенье»
Нашей Маше очень смело, На губу варенье село, Нужно ей язык поднять, Чтобы капельку слизать. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот |
«Лошадка»
Я лошадка – серый бок (цок, цок), Я копытцем постучу (цок, цок), Если хочешь, прокачу (цок, цок). Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами). «Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у». |
«Чистим зубки»
Рот откройте, улыбнитесь, Свои зубки покажите, Чистим верхние и нижние, Ведь они у нас не лишние. Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы |
«Заборчик»
Широка Нева – река, И улыбка широка. Зубки все мои видны – От краёв и до десны. Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10. |
«Дудочка»
На дудочку губы положим, И даже сыграть на ней сможем. Ду-Ду-Ду. Описание: С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты). |
«Грибок»
На лесной опушке, Где жила кукушка, Вырос гриб волнушка, Шляпа на макушке. Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд. |
«Орешки»
Словно белки мы без спешки, Ловко щёлкаем орешки. Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — "орешки". |
«Качели»
На качелях Я качаюсь Вверх – вниз, Вверх – вниз, И все выше поднимаюсь, А потом вниз. Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы. |
«Лесенка»
Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу. Два ступенька — язык обнимает верхние зубы. Три ступенька – язык прыгает за зубки. Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд. |
«Иголочка»
Улыбаюсь: вот шутник – Узким-узким стал язык. Меж зубами, как сучок, Вылез длинный язычок. Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. |
«Пароход»
Вывожу язык вперёд, Закушу его – и вот: «Ы» — так гудит пароход. Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит). |
«Маляр»
Язык – как кисточка моя, И ею нёбо крашу я. Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка. |
«Бульдог»
За верхнюю губку заложен язык – Бульдог уступать никому не привык. Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд. |
«Заводим мотор»
Описание: Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в верхние зубы, многократно и отчетливо произнося: [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп. |
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков в тик ток